молдавская культура


«

Велика доля молдаван, проживающих в Приднестровье и Слободзейском районе. Их многовековые традиции и обычаи наложили свой отпечаток на уклад жизни приднестровцев, их праздники и застолья.


»
Самое главное качество приднестровских молдаван, по мнению руководителя народного фольклорного ансамбля «Дрэгайка» районного Дома культуры Светланы Негрецкой, — это гостеприимство. Молдаване рады каждому, кто входит в их дом, а вошедшего не отпустят обратно, пока не накормят, не напоят и не обогреют.
Фольклорный коллектив объединил энтузиастов, любящих народные песни и обычаи, которые находят время для того, чтобы молодое поколение не забывало молдавские корни. Ансамбль традиционно представляет свои концертные программы накануне Рождества Христова и в дни проведения международного фестиваля искусств «Мэрцишор» в начале марта.

(!)Праздник, знаменующий начало весны и именуемый Мэрцишором, отмечают в Приднестровье 1 марта. В этот день принято дарить друг другу красно-белые бутоньерки — «мэрцишоры». Их носят на одежде в течение всего марта, а в последний день месяца снимают и завязывают на фруктовом дереве или кусте, в знак благодарности природе за жизнь и возрождение. 1 марта в республике открывается международный фестиваль искусств «Мэрцишор», который длится десять дней.

На других мероприятиях «Дрэгайка» радует зрителей такими фольклорными обрядами, как «Шэзэтоаре» (Посиделки), «Нунта» (Свадьба), «Ла гура собей» (У печки), «Курэцитул фынтыней» (Чистка колодца), «Де ла приспа касей меле» (У порога дома моего) и другими, блоком старинных песен, повествующих об укладе жизни молдаван, их ценностях и повседневной жизни.

Мир скоростей и компьютерных технологий уводит современников от своих истоков, традиции и обычаи нынче не так часто встречаются.

Например, много традиций было связано с созданием семьи и рождением детей. По молдавским обычаям жених крал невесту из родительского дома и до свадьбы она должна была находиться уже в доме своего будущего мужа, проходило сватовство или договор о бракосочетании, на свадьбе особенно яркими были выкуп невесты, благословление от родителей, катание родителей сына на подводе на третий день свадьбы и многие другие.

Элементы старинного обряда Крещения ребёнка живут в молдавских семьях в Приднестровье и поныне. Как в давние времена, так и сейчас молодые родители выбирают для своего дитя крестных, а для себя кумовей.
(!). За неделю до крестин они приходят в дом к будущим крёстным родителям с калачами, полотенцем, графином вина и просят исполнить эту важную миссию. В назначенный день после совершения Таинства Крещения батюшка передает ребенка крестным и кладёт его на «крыжму» (чистые ткани, полотенца). Дома при встрече уже крещеного ребенка, на пол прихожей стелится шерстяной тулуп, на него размещают малыша, в ноги которого ставят деньги, подарки и три раза поднимают вверх, приговаривая «Де ла ной щин, де ла Думнезеу крештин» (От нас щин, от Господа христианин). После этого организовывают большой праздник – кумэтрию, центральным моментом которого становится вручение калачей крестным и принятие от них подарков для ребенка.
Сохраняются традиции празднования новогодних и рождественских дней. Одним их обрядов празднования Рождества Христова является «колинда» или колядование.
Традиционное поздравление с плугом происходит в канун или же в первый день Нового года. Поздравляющие носят с собой бутафорский плуг (плугушор), откуда и название обряда. Декламация Хэитура, Плугул, Урэтура сопровождается щелканьем бича, звоном колокольчика и выкриками парней, имитирующих понукание волов. Всё это символизирует пахоту.

В обряде с плугом четко прослеживается древняя аграрно-магическая функция, подражание пахоте. В стихотворной форме проговариваются пожелания получить высокий урожай в предстоящем сельскохозяйственном году, здоровья, благополучия, гармонии в семье.
Живы элементы обрядов «семэнатул» (посевание) и соркова, когда подростки ходят по домам, поздравляя хозяев с Новым годом, ударяя их по плечу разукрашенной веткой яблони и желая благополучия.
Участники фольклорного коллектива «Дорулец» и работники Дома культуры села Коротное, одного из молдавских сёл Слободзейского района, ежегодно поздравляют руководителей и сотрудников государственной администрации и Совета народных депутатов Слободзейского района и города Слободзея с новогодними праздниками, показывая в том числе костюмированное представление «Капра» (коза) и отражая связанные с ним обычаи.

Данный обряд символизирует уход старого и наступление нового года через инсценированную смерть и оживление животного. По традиции группа молодых людей обходит дома, желая хозяевам здоровья и изобилия. Их сопровождает ряженый, который несет козью голову, сделанную из дерева. Костюм Капры соткан из белых ниток и напоминает лоснящуюся шкуру козы, в качестве костюма также может быть и овчинный тулуп. Ватага ряженных танцует, поёт, играет на народных инструментах – старается очень сильно шуметь, чтобы прогнать злых духов.

К молдавским традициям можно отнести и
Храмовые праздники населённых пунктов республики.
В Слободзейском районе этот день принято начинать с похода в церковь, после полудня организуют концертные программы, чествование тружеников и горожан, сельчан, внёсших весомый вклад в развитие населённого пункта, народные гуляния.
Символичны и красивы древние традиции молдавского народа, которые сегодня остались только в репертуаре фольклорных коллективов. Один из них – это «Шезетоаре» или «Посиделки». Во время посиделок молодежь занималась каким-то делом, рукоделием, но наряду с этим значительное место занимали и развлекательные моменты, которые иногда становились определяющими.

В старину шезетоаре проводились только для девочек и молодых девушек. Зимой девушки приходили в дом, выбранный для посиделок с рукоделием, звучало много песен, забавных историй, шуток. Позже к ним присоединялись молодые люди. Завершались посиделки танцами. В шезетоаре прославлялся цветок «Бусуйок» или Базилик, который находится рядом с православным молдаванином на протяжении всей его жизни. Одна из песен гласит: «Бусуйок ла наштере, бусуйок ла моарте, Флоаре де тристеце, флоаре де норок» (Базилик при рождении, Базилик при смерти, цветок грусти, цветок радости).

(!)Ещё одним важным обычаем является «Ла гура собей». С давних времен дома у печи собирались все дети из многодетной семьи и ждали, когда мама испечет хлеб, пели песни о хлебе и его значении в жизни молдаванина. А ведь хлеб – это не только важная часть повседневного питания, но и символ культуры, традиций и духовных ценностей. Важные жизненные события молдаван, такие как рождение детей, их крещение, проводы в армию молодых людей, свадьбы, похороны и сегодня сопровождаются традиционными обычаями с использованием хлеба, калачей. Хлебопечение в Приднестровье – это не просто ремесло, но и часть культурного наследия. В процессе приготовления часто используются методы и рецепты, передающиеся из поколения в поколение.

Ещё один молдавский обычай

«Де ла приспа касей меле» связан со встречами и общением односельчан, соседей. Ранее у ворот каждого дома были длинные скамейки или приспы (насыпи) из глины. В выходной день люди собирались, брали с собой выпечку, кувшин с вином и, угощаясь, пели песни, шутили, вспоминали молодость, делились новостями.

Современным осенним обычаем в Слободзейском районе стала организация и проведение Фестиваля вина и винограда. На территории Аркадного комплекса, расположенного в центре города Слободзея, в сентябре собираются виноградари и виноделы из населённых пунктов района и презентуют гостям мероприятия свою продукцию. Выставка-продажа, дегустация, обмен опытом талантливых знатоков виноградарства с начинающими, блюда национальной кухни, конкурс «Винных дел мастер», экспонирование изделий народных умельцев и концертная программа – всё это ожидает гостей фестиваля.

На праздниках и в будние дни приднестровские молдаване угощают своих гостей традиционными голубцами, плациндами с разнообразными начинками из творога, капусты, картофеля, мамалыгой с овечьей брынзой, сметаной, капустой, мясом.
Вернуться на главную
Многонациональность

© Пресс-служба государственной администрации Слободзейского района и г. Слободзея, 2024 год.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website